Домой Новости Судостроители ищут поставщиков среди уральских предприятий

Судостроители ищут поставщиков среди уральских предприятий

ПОДЕЛИТЬСЯ
На прошлой неделе в Свердловскую область в поисках поставщиков оборудования, комплектующих, сырья и материалов приехали представители Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Предприятия Среднего Урала без преувеличения обладают уникальными компетенциями и разработками. Однако, как показывает опыт, далеко не всегда они, избалованные оборонными заказами, могут правильно презентовать свою продукцию, договариваться с потенциальными потребителями.
 Фото: Татьяна Андреева/РГКонденсатор для судовой турбины атомного ледокола "Сибирь", изготовленный на уральском заводе, успешно прошел испытание. Фото: Татьяна Андреева/РГ
Конденсатор для судовой турбины атомного ледокола «Сибирь», изготовленный на уральском заводе, успешно прошел испытание. Фото: Татьяна Андреева/РГ

— Это идеальный случай, когда заказчик прибыл к нам, чтобы рассказать об особенностях работы с ним и о своих планах, — говорит замминистра промышленности и науки Свердловской области Игорь Зеленкин.

Соглашение о сотрудничестве между региональным правительством и ОСК было заключено относительно недавно — три месяца назад — на выставке «Иннопром». Но само по себе подписание документа — формальный акт, потому что реальное партнерство налажено с советских времен. По данным областного минпромнауки, сегодня со структурами корпорации напрямую работают около 40 уральских предприятий. Только корпорация ВСМПО-АВИСМА отгружает титановые полуфабрикаты на сумму более двух миллиардов рублей в год. КУМЗ поставляет алюминиевые листы, плиты, профили для обшивки корпусов кораблей. В Свердловской области расположены производства силовых и измерительных трансформаторов, высоковольтной аппаратуры.

Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости
Путин проследит за выпуском судов на верфи «Звезда» в Приморье

Действительно, не нужно жить у моря, чтобы комплектовать верфи всем необходимым. Средний Урал выпускает широкий спектр продукции для судостроения: от металлических полуфабрикатов из сложных сплавов и сталей и до систем автоматизированного управления и корабельного вооружения. Например, Уральский дизель-моторный завод разработал линейку высокооборотистых двигателей и давно поставляет дизель-генераторы для разных судов. Недавно завершились испытания конденсатора для строящегося атомного ледокола «Сибирь» — специально под этот заказ предприятие освоило технологию особой сварки труб. Ведется работа над двухскоростным электродвигателем, осевыми диагональными насосными агрегатами — эту продукцию можно заложить в конструкцию будущих кораблей.

— Заместить можно любой импорт, вопрос лишь в сроках и финансировании, потому что это задача, которая решается и на государственном уровне, и на уровне предприятий, — считает директор департамента развития поставщиков и координации опытно-конструкторских работ ОСК Александр Наволоцкий. — За каждым судном стоят десятки поставщиков первого уровня, сотни поставщиков второго и тысячи — третьего. Одно рабочее место в судостроении дает десятки мест в смежных отраслях. ОСК разработала и ввела методику аудита поставщиков: мы выезжаем на предприятия, оцениваем ситуацию, сравниваем, даем рекомендации, что необходимо доработать, чтобы стать надежным партнером.

Одно рабочее место в судостроении дает десятки мест в смежных отраслях

По данным Минпромторга РФ, до 2035 года в стране планируется построить более тысячи судов — для освоения Арктики, разведывания шельфовых месторождений, возрождения отечественного рыбопромыслового флота (его доля самая большая — около 420 траулеров). Речь идет и о морском транспорте — круизных и пассажирских лайнерах (примерно 60), судах класса «река» и «река-море» (240). Конечно, это только предварительные прогнозы, которые могут поменяться как в сторону увеличения, так в сторону уменьшения.

Тем не менее, отталкиваясь от планируемых объемов, можно спрогнозировать, какие комплектующие понадобятся в ближайшем будущем. Понятно, что ледокол существенно отличается от промыслового траулера или круизного корабля, но и у тех, и у других есть двигатели, электрическое, палубно-швартовое оборудование, общесудовые системы устройства.

Фото: Правительство Омской области
В Омске начали собирать пожарные машины из танков

ОСК разработала критерии, согласно которым судно может считаться произведенным в России. Сама корпорация, по словам Александра Наволоцкого, сейчас старается закрепить эти критерии законодательно, чтобы собственник, заказавший судно не за границей, а на отечественной верфи, получил определенные преференции. Например, материал корпуса — это сталь, прокат, на долю которого приходится от 15 до 30 процентов от общей стоимости судна, — должен быть обязательно российского производства. До недавних пор прокат закупали в некоторых зарубежных странах. Сегодня корпусы строят только из отечественных материалов.

Вместе с тем принята программа создания панели поставщиков: есть перечень примерно из ста позиций, по каждой из них нужно заключить договоры предположительно с двумя-четырьмя надежными предприятиями. Таким образом, около 400 компаний станут гарантированно снабжать судостроителей своими разработками и продукцией. Приоритет будет отдан предприятиям, имеющим собственные мощности и конструкторские бюро, чтобы на рынке оставались только реальные производители.

— В Свердловской области 600 крупных и средних предприятий, а всего 11 тысяч компаний промышленной направленности. Думаю, шанс стать партнером судостроителей есть у многих. Безусловно, это повлечет за собой увеличение объемов производства, что гарантирует налоговые поступления в региональный бюджет, — предполагает Игорь Зеленкин.

К вопросу о компетенциях местных машиностроителей: по словам заместителя министра, в прошлом году все металлообрабатывающее оборудование, которое выпускается на территории Свердловской области, получило статус продукции, не имеющей аналогов в России. Кроме того, регион занимает пятое место по числу созданных передовых производственных технологий.

Если продукция действительно высокого качества и стратегически важна для импортозамещения, такой проект может рассчитывать и на включение в программу модернизации производства

К сожалению, нам не удалось узнать, на какую сумму судостроительная корпорация уже сегодня закупает материалы и оборудование именно в Свердловской области — ни одна из сторон такую статистику не ведет. В то же время уральцы готовы предложить и другую весьма разноплановую продукцию: буровое оборудование для нефтедобычи, холодильное — для рыболовного флота, медицинское — для оснащения медблоков, системы пожаротушения компрессионной пеной, в семь раз более эффективные по сравнению с тушением водой, антикоррозийную защиту, которая служит до 25 лет. Даже небольшая компания, производящая сиденья для общественного и пассажирского транспорта, может войти в ряды поставщиков.

— Сейсморазведывательное оборудование, которым оснащались наши исследовательские суда, на 99 процентов было импортным. Мы предлагаем пневмоисточники и другие комплектующие для отбора проб. Из последних разработок — комплексы для транспортировки айсбергов, — приводит примеры директор уральского предприятия Леонид Истомин.

Фото: Сергей Птичкин/РГ
Российско-китайский самолет будущего получил сакральное имя

— Мы можем предложить системы кругового обзора, которые проводят круглогодичный мониторинг надводной и подводной обстановки и уже применялись для спасения людей в открытом море, — вторит коллеге главный конструктор другого завода Дмитрий Можаев.

Между тем уральцы переживают, что в планах сотрудничества пока нет точных дат и конкретных проектов, ведь, как правило, срывы обусловлены непониманием дальнейших перспектив.

— Хотелось бы конкретики: что и какой судоверфи от нас нужно. Для этого потребуется разложить планы по годам, потому что от загрузки предприятия во многом зависит, на что ориентировать комплектаторов второй, третьей очередей. Ведь в структуре ОСК есть и проблемные предприятия, которые порой работают в авральном режиме, — говорит Владимир Недзельский, гендиректор уральского предприятия, которое поставляет двигатели для надводных и подводных судов.

Увы, гражданское судостроение отличается от военного отсутствием конкретики. Спрогнозировать заказы в этой сфере, по словам Александра Наволоцкого, «сродни астрологии». Выход, по сути, один — предложить такой товар и такие условия, от которых невозможно отказаться. Если продукция действительно высокого качества и стратегически важна для импортозамещения, такой проект может рассчитывать и на включение в программу модернизации производства, чтобы добиться необходимых характеристик. Поэтому сдается, что двусторонних встреч будет еще немало. По крайней мере, нам стало известно об одной договоренности: в ближайшее время судостроители и уральские промышленники обсудят возможность производства морских компрессоров на базе свердловского завода.

справка «РГ»

Объединенная судостроительная корпорация создана в 2007 году, 100 процентов акций находится в федеральной собственности. Сегодня в холдинг входят около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, на которых работают свыше 80 тысяч человек. На долю ОСК приходится более 90 процентов продукции отечественного военного судостроения и более 60 процентов — гражданского.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ